2 апреля ежегодно отмечается Международный день распространения информации о проблеме аутизма. Пообщались с психологом санатория «Солнечный берег» ВОС Зайцевой Мариной Ивановной и узнали о специфике данного диагноза, его причинах и методах диагностики.
Солнечный берег: Расскажите, пожалуйста, что такое аутизм? И почему мы так часто слышим о нем? В каком возрасте он чаще всего проявляется и какие его формы существуют?
Зайцева: Аутизм можно охарактеризовать, как нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Сейчас много говорят об аутизме, т. к. детей с аутизмом становится больше и важна ранняя диагностика аутизма.
В большинстве случаев аутизм сегодня выявляется в 1,5-2 года, но на самом деле он формируется гораздо раньше - по современным представлениям, уже на этапе внутриутробного развития. Ранний диагноз позволяет корректировать симптомы аутизма в более раннем возрасте. Дети, у которых аутизм был диагностирован в возрасте до 2,5 лет, в среднем показывают более высокие социальные и речевые навыки, чем дети, которым диагноз был поставлен позже. Выявление аутизма может дать детям и родителям ясность и доступ к поддержке.
Сегодня вместо диагноза «аутизм» специалисты используют словосочетание «расстройство аутистического спектра» (РАС). Это понятие объединяет сразу несколько патологических состояний:аутизм (или синдром Каннера); детское дезинтегративное расстройство;неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм); синдром Аспергера; синдром Ретта.
Нет двух аутистов с абсолютно идентичным течением болезни. Расстройство может быть легким и практически незаметным для окружающих – давать о себе знать в виде странностей при общении, быстрой, шаблонной речи или ограниченности интересов. Тяжелая форма аутизма может сопровождаться умственной неполноценностью, бессмысленными однотипными движениями, немотой.
Солнечный берег: Можно ли полностью вылечить человека от аутизма?
Зайцева: Аутизм - это не болезнь, поэтому вылечиться от него невозможно. Аутизм - это расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Но с помощью адаптационной терапии и коррекционных методик, можно значительно улучшить самочувствие ребёнка с РАС и помочь ему социализироваться.
Солнечный берег: Какие особенности поведения и развития у детей с аутизмом? И может ли общество каким-то образом помочь им жить с этим расстройством?
Зайцева: Первые особенности поведения у детей с аутизмом являются:
По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:
Дети с аутизмом предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.
Про аутизм открыто заговорили не так давно, и он все еще кажется чем-то непонятным и пугающим. Поэтому окружению желательно доброжелательнее и быть готовым ко встрече с особенностями человека.
Общественные пространства постепенно адаптируют для людей с особенностями, так что и встретиться с ними теперь можно чаще и не все пока знают, чего ожидать. Ребёнок с аутизмом может вести себя необычно для окружающих: трясти кистями рук, ходить на цыпочках, вскрикивать, бормотать себе под нос, а в стрессовой ситуации даже бить себя. Встречаясь с таким поведением, избегайте осуждения и любопытства. Но и не бойтесь идти на контакт, если это потребуется. Для начала посмотрите, кто сопровождает такого человека. Дети обычно находятся рядом с кем-то из близких и они, при необходимости, подскажут вам, как себя вести именно с этим человеком.
Солнечный берег: Часто ли приезжают в санаторий Солнечный берег гости с таким видом заболевания. Какие методики вы применяете для их терапии?
Зайцева: В санаторий приезжает много детей и с аутизмом в том числе. Я работаю поведенческими подходами с такими детьми они имеют наибольшую доказательность для лечения симптомов РАС.
В частности, АВА-терапия - это прикладная отрасль науки о поведении. В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития.
Актуальное интервью представлено сотрудниками отдела рекламы и маркетинга.
Солнечный берег: Расскажите, пожалуйста, что такое аутизм? И почему мы так часто слышим о нем? В каком возрасте он чаще всего проявляется и какие его формы существуют?
Зайцева: Аутизм можно охарактеризовать, как нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Сейчас много говорят об аутизме, т. к. детей с аутизмом становится больше и важна ранняя диагностика аутизма.
В большинстве случаев аутизм сегодня выявляется в 1,5-2 года, но на самом деле он формируется гораздо раньше - по современным представлениям, уже на этапе внутриутробного развития. Ранний диагноз позволяет корректировать симптомы аутизма в более раннем возрасте. Дети, у которых аутизм был диагностирован в возрасте до 2,5 лет, в среднем показывают более высокие социальные и речевые навыки, чем дети, которым диагноз был поставлен позже. Выявление аутизма может дать детям и родителям ясность и доступ к поддержке.
Сегодня вместо диагноза «аутизм» специалисты используют словосочетание «расстройство аутистического спектра» (РАС). Это понятие объединяет сразу несколько патологических состояний:аутизм (или синдром Каннера); детское дезинтегративное расстройство;неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм); синдром Аспергера; синдром Ретта.
Нет двух аутистов с абсолютно идентичным течением болезни. Расстройство может быть легким и практически незаметным для окружающих – давать о себе знать в виде странностей при общении, быстрой, шаблонной речи или ограниченности интересов. Тяжелая форма аутизма может сопровождаться умственной неполноценностью, бессмысленными однотипными движениями, немотой.
Солнечный берег: Можно ли полностью вылечить человека от аутизма?
Зайцева: Аутизм - это не болезнь, поэтому вылечиться от него невозможно. Аутизм - это расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Но с помощью адаптационной терапии и коррекционных методик, можно значительно улучшить самочувствие ребёнка с РАС и помочь ему социализироваться.
Солнечный берег: Какие особенности поведения и развития у детей с аутизмом? И может ли общество каким-то образом помочь им жить с этим расстройством?
Зайцева: Первые особенности поведения у детей с аутизмом являются:
- отказ от тактильных контактов - ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку
- пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых
- резкая реакция на громкие звуки
- равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка
- безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.
По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:
- отсутствие речи в возрасте 1,5-3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых
- неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком
- "застревание" на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает
- отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения
- трудности с восприятием эмоций других людей: дети с аутизмом не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония
- отсутствие реакции на собственное имя
- нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми
- отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах
- истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т.д.
- беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.
Дети с аутизмом предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.
Про аутизм открыто заговорили не так давно, и он все еще кажется чем-то непонятным и пугающим. Поэтому окружению желательно доброжелательнее и быть готовым ко встрече с особенностями человека.
Общественные пространства постепенно адаптируют для людей с особенностями, так что и встретиться с ними теперь можно чаще и не все пока знают, чего ожидать. Ребёнок с аутизмом может вести себя необычно для окружающих: трясти кистями рук, ходить на цыпочках, вскрикивать, бормотать себе под нос, а в стрессовой ситуации даже бить себя. Встречаясь с таким поведением, избегайте осуждения и любопытства. Но и не бойтесь идти на контакт, если это потребуется. Для начала посмотрите, кто сопровождает такого человека. Дети обычно находятся рядом с кем-то из близких и они, при необходимости, подскажут вам, как себя вести именно с этим человеком.
Солнечный берег: Часто ли приезжают в санаторий Солнечный берег гости с таким видом заболевания. Какие методики вы применяете для их терапии?
Зайцева: В санаторий приезжает много детей и с аутизмом в том числе. Я работаю поведенческими подходами с такими детьми они имеют наибольшую доказательность для лечения симптомов РАС.
В частности, АВА-терапия - это прикладная отрасль науки о поведении. В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития.
Актуальное интервью представлено сотрудниками отдела рекламы и маркетинга.